СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ И ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТИ СЛУШАТЕЛЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В КГБПОУ «КРАСНОЯРСКОМ ИНДУСТРИАЛЬНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ ТЕХНИКУМЕ».

Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение слушателей с ОВЗ, инвалидностью в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы.

На базе КГБПОУ «КрИМТ» реализуется серия проектов-победителей.

В рамках Краевого грантового конкурса проектов «Территория Красноярский край» проводится серия интерактивных игр «Один из десяти», направленная на развитие логической и стратегической форм мышления у слушателей с особыми образовательными потребностями, а также успешно формируется единое позитивное и социально значимое поле для взаимодействия в процессе осуществления инклюзивных игр. Ведущими серии игр являются обучающиеся 3 курса КГБПОУ «КрИМТ». В результате реализации данного проекта появились положительные результаты как для слушателей с ОВЗ, инвалидностью, так и для их здоровых сверстников. Во время проведения инклюзивных игр слушатели с ОВЗ участвуют в большем количестве взаимодействий со сверстниками и в более продвинутых уровнях игры. Это дает им возможность в дальнейшем осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет успешно участвовать в групповой познавательной и общественно-полезной деятельности. Люди с нормативным развитием, имеющие более выраженные коммуникативные навыки, при проведении инклюзивных игр проявляют высокую активность, способность к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству.

Молодёжная политика в современных условиях должна быть направлена на создание объединений с учётом возрастных отличий, социально-психологических особенностей, существующей культуры и ценностей, присущих разным нозологическим группам молодёжи, имеющим ограниченные возможности здоровья. Слушателю с нарушением интеллекта, как известно, обучение дается с большим трудом. Ему часто приходится переживать неудачи, убеждаться в том, что он не всегда в состоянии правильно выполнить задание преподавателя или мастера производственного обучения. Все это формирует у него отношение к обучению как к мало доступной для него деятельности. Совсем другие результаты получаются при соединении обучения с трудом. Результаты труда можно ощутить непосредственно. Сама работа и получаемый продукт вызывают у слушателей VIII вида живой интерес и побуждают его к активной и целенаправленной деятельности.

Исходя из данных убеждений с 1 апреля 2022 г. по 30 ноября 2022 г. на базе КГБПОУ «Красноярского индустриально-металлургического техникума» совместно с КГБУ СО «ПАНСИОНАТ «СОЛНЕЧНЫЙ» и МАОУ «Центр путешественников» организована «бригада с повышенными потребностями» в рамках городского проекта для подростков «Трудовой отряд Главы города Красноярска. В данную бригаду вошли слушатели VIII вида обучающиеся на 1 курсе в КГБПОУ «КрИМТ» по профессии «Рабочий зеленого хозяйства» в количестве 6 человек под руководством мастера п.о. от нашего образовательного учреждения. С каждым членом бригады заключен трудовой договор и ежемесячно выплачивается заработная плата, которая является мотивацией и дисциплинирует слушателей с ОВЗ.

В результате организации «бригады с повышенными потребностями» на базе КГБПОУ «КрИМТ» слушатели с особыми образовательными потребностями активно включены в социальную и трудовую занятость. На данный момент члены бригады выращивают рассаду цветов для озеленения КГБУ СО «ПАНСИОНАТ «СОЛНЕЧНЫЙ», в котором находятся граждане пожилого возраста. Планируется работа для дальнейшего совместного озеленения и благоустройства пансионата. Подобное взаимодействие позволит людям пожилого возраста не только почувствовать себя нужными и востребованными, но и поможет им передать свой опыт подрастающему поколению, а также получить его у слушателей VIII вида. Благодаря таким встречам слушатели с особыми образовательными потребностями могут воспринять мудрость, знания и добродетели из рук людей, прошедших долгий, насыщенный профессиональный и жизненный путь, а также активно включится в производительный труд общества. Данное трудовое взаимодействие эффективно для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых подростков, а также трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности слушателей с особыми образовательными потребностями.

Проектная команда «КрИМТ» приняла участие в городском грантовом конкурсе «Фабрика идей», в результате которого мы стали одними из победителей и выиграли грант на 7100 рублей для реализации проекта «Тропинка в профессию». Проектная команда состоит из 5 человек, из них 1 слушатель с особыми образовательными потребностями.   Целью проекта является: приобретение учениками общеобразовательных школ микрорайона Солнечный знаний и умений, необходимых для выбора будущей профессии. Проектным продуктом будут рекомендации участникам проекта в выборе профессии, мастер классы, игры. Количество участников проекта от КГБПОУ «КрИМТ» 35 человек (из них 14 слушателей с особыми образовательными потребностями).

Очень большое значение для трудового обучения и воспитания слушателей с ОВЗ, инвалидностью в образовательных учреждениях среднего профессионального образования имеют такие формы внеурочной работы, как экскурсии на предприятия, беседы о труде, просмотры кинофильмов о производстве и труде взрослых, так как эти встречи и беседы значительно расширяют представления подростков о характере различных профессий, о специфике производства и пробуждают интерес к труду.

Используя все многообразие форм в социальной и трудовой занятости слушателей с ОВЗ, инвалидностью, работники среднего профессионального образования смогут более успешно решать стоящие перед ними задачи подготовки данных подростков к участию в производительном труде общества, коррекции их психофизических недостатков, а также воспитания в них положительных качеств личности.

Слушатели с ОВЗ, инвалидностью в учреждениях среднего профессионального образования, которые обладают вышеперечисленными знаниями и умениями практической деятельности, успешно адаптируются в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим, неустроенных, безработных, ведущих антисоциальный образ жизни людей, будет меньше среди выпускников с проблемами в развитии. Усиление социальной направленности образования ведет к ориентации образовательных учреждений среднего профессионального образования для детей с проблемами в развитии на потребности местных рынков труда, к успешной социализации выпускников в условиях рыночной экономики.