Наставничество

Положение о наставничестве

Приказ о назначении наставников и формировании наставнических пар от 06.03.2023 № 58/1-О

Приказ о назначении наставников и формировании наставнических пар от 10.02.2023 № 18-О

Приказ о назначении наставников и формировании наставнических пар от 05.09.2022 № 188/1-О

Оплата труда

Модель наставничества Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» в КГБПОУ «КрИМТ».

Успешная реализация практики «Модель наставничества Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» в КГБПОУ «КрИМТ» обеспечивает решение важных воспитательных задач и дает возможность подросткам достигнуть высоких образовательных и социальных результатов. Данная практика направлена на раскрытие и оценку личного и профессионального потенциала обучающихся, их личностного развития, повышение уровня мотивации и осознанности студентов в вопросах саморазвития и освоения профессии, социальной деятельности. При реализации практики наставничества особое внимание уделяется подготовке и сопровождению в конкурсах (активностях), проектах, обучающихся по программам СПО под руководством наставника из числа педагогов, а также практика распространена на социальную и трудовую адаптацию слушателей с ОВЗ, инвалидностью с вовлечением студентов-победителей федерального проекта «Университетские смены». Данная практика дает им возможность в дальнейшем осваивать навыки взаимодействия в естественной среде, позволяет успешно участвовать в групповой познавательной и общественно-полезной деятельности.  Кроме обеспечения занятости подростков во внеурочный период это патриотическое, экологическое, нравственное, трудовое воспитание молодежи.  

Целевая группа:

  1. Студенты СПО и других образовательных учреждений, являющиеся членами Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых»;
  2. Слушатели с ОВЗ, инвалидностью;
  1. КГБПОУ «Красноярский индустриально-металлургический техникум» и его сотрудники;
  2. Городские службы и организации;
  3. Родители подростков;
  4. Главное управление молодежной политики и туризма администрации города Красноярска;
  5. Администрация г. Красноярска;
  6. ММАУ «Центр путешественников»;

Модель наставничества Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» в КГБПОУ «КрИМТ» опирается также на средовой подход, направленный на включенность подростков в социальную реальность, превращение среды в средство комплексного целенаправленного воздействия на личность воспитанника, реализации ключевых способов деятельности молодежи в социуме. Среда представляет возможности событийного статуса, сообщения, содружествования с другими людьми, сотрудничества с ними, сопереживания. Воспитательное пространство влияет на образ жизни молодежи, задавая те или иные модели поведения, векторы движения, развития подростковой активности, утверждения своей общественной полезности, реализации ключевых способов деятельности молодежи в социальной реальности.  Практика наставничества опирается на создание полисубъектного взаимодействия (педагог-обучающийся по программам СПО-слушатель с ОВЗ — социальные партнеры (детские объединения, общественные организации) с целью повышения коммуникативных навыков и работы в команде.

Наставник из числа педагогов в данной практике способен стать для наставляемого человеком, который окажет комплексную поддержку на пути личностного и профессионального становления, повышения квалификации, социализации, взросления, поиске индивидуальных жизненных целей и путей их достижения. Выделить особую роль наставника в процессе личностного или профессионального развития представляется возможным потому, что в основе наставнических отношений лежат принципы доверия, диалога и конструктивного партнерства, и взаимообогащения, а также непосредственная передача личностного и практического опыта от человека к человеку. Взаимодействие осуществляется через неформальное общение и эмоциональную связь участников. Все эти факторы способствуют ускорению процесса передачи социального опыта, быстрому развитию новых компетенций, органичному становлению полноценной личности. Также для успешного развития как цельной личности подросткам необходима переориентация общения с родителей на сверстников и педагогов-наставников.

Механизм отбора наставников. При выборе наставника проводится его анкетирование (образование, опыт работы, достижения, сильные и слабые стороны, хобби, увлечения; ожидания от участия в программе наставничества; мотивация на участие в программе наставничества; психологическая готовность к роли наставника, наличие времени), также проводится обучение не менее 72 часов по данному направлению. В данной практики наставничества выбран опытный сотрудник с большим стажем работы в техникуме, имеет стабильно высокие показатели в работе, способен и готов делиться опытом, имеет системное представление о своем участнике работы, лояльный, поддерживающий стандарты и правила организации, обладает развитыми коммунальными навыками, гибкостью общения, умением отнестись к обучающимся и слушателям с ОВЗ как к равному в диалоге и потенциально будущему коллеге

Механизм отбора наставляемых представлен проведением общего собрания студенческого самоуправления и личной мотивацией каждого стать частью РДДМ «Движение Первых», вступить в члены РДДМ.

            Важным элементом механизмов отбора наставников, наставляемых и формирования наставнических пар является психологическое тестирование потенциального наставника, наставляемых. К этому этапу привлекаются специалисты социально-психологической службы техникума. Тестирование может проводиться самим куратором программы наставничества, если он имеет соответствующее образование и опыт. При проведении тестирования используются известные тесты психических состояний и свойств личности, такие как «Опросник Айзенка», «MMPI», «Характерологический опросник Леонгарда», «Тест Кэттела», «Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)», «ТАТ (Тематический апперцепционный тест)», «Тест Роршаха», «Тест Люшера» и др. Для изучения акцентуаций характера используется опросник Г.Шмишека. Далее основываясь на результатах тестирования подбираются форматы взаимодействия для каждой пары «наставник-наставляемый», привлекаются психолог, волонтеры, сотрудники педагогических вузов к формированию пар или групп.

Особое внимание при отборе наставляемых уделяется:

— комплексной диагностической оценки;

— развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для самореализации;

— формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на развитие личностного потенциала

03 февраля 2023г. в нашем техникуме прошло открытие пилотной площадки Первичного отделения Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» на базе нашего техникума и студенческий фестиваль «Моё будущее». В рамках фестиваля прошли презентации деятельности, возможности стажировок и развития в области своей профессии; мастер-классы, знакомство с объединениями организаций, презентация научных и технических разработок обучающихся, презентация возможностей для творческих студентов. Обучающиеся познакомились с деятельностью Российского движения детей и молодежи «Движение Первых» и узнают о возможностях, которые дает Движение.

В марте 2023 г. наставник практики направила наставляемых, замотивировала, оказала помощь в регистрации на конкурсе, оформлении портфолио, подачи заявки, написание рекомендательных писем, формировании пакета документов на участие в активности РДДМ «Движение Первых» «Университетские смены». Федеральный проект «Университетские профильные образовательные смены» реализуется Минпросвещения России, Минобрнауки России и РДДМ «Движение первых». В рамках проекта для детей и подростков 12-17 лет из новых субъектов России проходят образовательные смены на базе ведущих университетов России, включая педагогические вузы. Наставляемые Раужин И.П., Боронин В.Ю., Чукнеев В.Р. с 2021 года совместно с наставником являются активными волонтерами, победителями различных конкурсов (в том числе грантовых) социальной направленности, проявляют себя в гражданских активностях. Именно данная модель наставничества способствовала победе в конкурсе (активности РДДМ «Движение Первых»).  Попасть на «Университетскую смену» было непросто, ребята прошли отборочный тур. Наставляемые совместно с наставником написали эссе на тему «Моя траектория успеха», а также подготовили видеоролики, отражающие миссию «Движения первых». На конкурс поступило более пяти тысяч работ. Кроме того, каждый конкурсант представил дипломы, грамоты, сертификаты и рекомендательные письма о своих достижениях. Ребята стали победителями и благодаря финансированию РДДМ «Движение Первых» и бесплатно посетили Алтайский государственный педагогический университет. Оплата дороги, проживания в санатории г. Баранаула «Мечта», питания и иные расходы полностью были за счет организатора конкурса. Т.к. наставник был единственным, кто подготовил сразу троих победителей от одного образовательного учреждения среднего профессионального образования Красноярского края его вместе с наставляемыми назначили сопровождающим наставником, а также оказали полное финансовое обеспечение от Регионального отделения РДДМ «Движение Первых». «Университетская смена» была рассчитана на пять дней, программа включала три блока: профориентационный, тематический и культурно-просветительский. Профориентационный блок познакомил подростков с первым ВУЗом Алтая и профессиями, которым он обучает. В рамках тематического блока ребятам рассказали о миссии, ценностях, направлениях РДДМ «Движение Первых» и о ключевых проектах, которые реализует движение. Для подростков провели обучение, игры, встречи, они побывали на проектных сессиях. Культурно-просветительский блок включал в себя экскурсии по объектам исторического наследия, музеям, театрам. Кроме того, участники «Университетских смен» посетили интерактивные и образовательные занятия по истории и культуре России. Очень важно отметить, что практически в каждой активности от РДДМ «Движение Первых» необходимо качественное портфолио и достижения в различных сферах деятельности. Именно здесь роль наставника и его труд очень важен. Также особое внимание хотелось бы уделить детским объединениям, общественным организациям. Основной формой взаимодействия РДДМ «Движение Первых» с другими детскими и молодежными общественными организациями и объединениями является социальное партнерство. Партнерство предполагает совместное планирование, контроль и анализ деятельности. Развитие взаимодействия РДДМ и детских, молодежных общественных организаций и объединений направлено на формирование модели лидерского потенциала обучающихся, функционирующей на принципах самоорганизации, социального партнерства и государственной поддержки. Реализация модели предполагает использование технологий социального партнерства в рамках поддержки социальных инициатив. Основная задача взаимодействия – интегрировать ресурсы для воспитания трудолюбивого, здорового, уверенного в себе, счастливого, умного, доброго и успешного гражданина России. Благодаря тесному сотрудничеству с молодежными центрами нашего города (МЦ «Вектор», МЦ «Зеркало» и т.д.), различным организациям («Центр путешественников», Главное управление молодежной политики и туризма администрации города Красноярска у наставника и наставляемого множество возможностей заявить о себе, принять участие в конкурсах, квизах, тренингах, обучающих семинарах и пополнить свое портфолио.

В результате обучения наставляемых в Алтайском государственном педагогическом университете, где ребята получили навыки коммуникаций в группе с подростками разных нозологических групп появилась идея о создании на базе техникума «мобильной бригады» в рамках трудового отряда Главы города Красноярска. С 2021 года наставник инициировала создание «бригады с повышенными потребностями» для слушателей с ОВЗ, но для осуществления полисубъектного взаимодействия с целью повышения коммуникативных навыков и работы в команде наставляемые предложили объединить студентов СПО и слушателей с ОВЗ в одну бригаду. Наставник и ММАУ «Центр путешественников» поддержали данную инициативу и с марта 2023 года на базе техникума организована «смешанная трудовая бригада», в которую вошли 5 обучающихся по программам СПО и 5 слушателей с ОВЗ. Все бойцы отряда получают заработную плату и их деятельность направлена на благоустройство и озеленение различных территорий г. Красноярска. Данное трудовое взаимодействие эффективно для коррекции психофизических недостатков умственно отсталых подростков, а также трудовая деятельность должна способствовать формированию нравственных качеств личности слушателей с особыми образовательными потребностями. Данная практика наставничества также направлена на социальную адаптации подростков с ОВЗ, инвалидностью взаимодействуя со студентами СПО. Очень важно взаимодействие слушателей с ОВЗ в образовательной и естественной среде. Студенты являются проводниками в коммуникации с подростками с ОВЗ, а качественный отбор уже становится необходимым смысловым и поведенческим барьером. В рамках реализации практики создана система мотивации подростков, внедрена эффективная модель молодежного самоуправления через объединение подростков в трудовые отряды подростков с нозологиями и нормальным развитием.  Реализация данной практики способствует созданию системы преемственности между подростками, а также адаптации молодежи к современному миру и коммуникациям. Мобильная бригада успешно участвует в различных акциях, активностях РДДМ «Движение Первых».

В июле 2023 года наставник с наставляемыми из КГБПОУ «КрИМТ» Борониным В.Ю. и Чукнеевым В.Р., из МАОУ СШ № 144 Муратовой А.П. одержали победу в активности РДДМ «Движение Первых» и прошли конкурсный отбор на Всероссийский форум для лидеров ученического самоуправления «Вектор УСпеха». Подростки поедут в Федеральные детские центры  МДЦ «Артек» и «Океан» (ВДЦ) в сентябре-октябре 2023 года и пройдут обучение по дополнительным образовательным программам. В результате обучения, наставляемые смогут модернизировать свои органы самоуправления и сделать их более доступными, полезными, эффективными для всех обучающихся.