Бесконфликтное общения с подростком

Что же такое за понятие «бесконфликтное общение», что оно в себя включает?

Бесконфликтное общение — буквально это общение без конфликтов. По определению, конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия. Конфликт имеет не только деструктивное, но и конструктивное значение для взаимодействия.

Бесконфликтное общение — это процесс эффективного социального взаимодействия, обеспечивающий разрешение имеющихся противоречий и тем самым качественно изменяющий само это взаимодействие.

Воспитание подростка – очень сложная задача. В этом возрасте дети, с одной стороны, уже перестали быть зависимыми малышами, а с другой – еще не превратились во взрослых молодых людей. Характер взаимоотношений родителей с подростком закономерно претерпевает ряд изменений. Эта некая переходная фаза, которая приносит проблемы, как родителям, так и самим подросткам. И возникновение недопонимания со стороны родителей, отгороженности и закрытости со стороны подростка, взаимное снижение уровня доверия, как следствие, повышение градуса конфликтности во взаимоотношениях. В крикливом тоне родителя зачастую скрываются тревога, отчаяние и даже беспомощность по поводу создавшейся ситуации взаимоотношений с собственным ребенком.

И если родитель желает изменить характер общения со стороны подростка, то начинать нужно с себя, меняя качество собственного стиля коммуникаций. Полезный «побочный» эффект такого изменения: улучшение взаимоотношений с партнером (женой/мужем), другими членами семьи, на работе.

С помощью терпения и небольшого количества полезных рекомендаций, изложенных ниже, вы сможете преодолеть сложности подросткового периода жизни ребенка и превратить вашего подростка в уверенного молодого человека.

Принципы бесконфликтного общения с подростком:

Принцип № 1 «Выключить Родителя!»

Известно 3 состояния, в котором пребывают люди во взаимодействии вне зависимости от возраста: состояние Родитель, состояние Взрослый, состояние Ребенок. 

Состояние Родитель — это воспитательное поведение, поучение, покровительство, защита, критика. Это позиция «НАД» в коммуникации. Она не является равной позицией для взаимодействия.

Достаточно распространенное состояние родителей во взаимодействии в детьми — это состояние Ребенок. Данная модель это воспроизведение мыслей, чувств, способов реагирования, которые человек приобрел до возраста 6 лет. Пример: эмоции, крик, слезы, аффективные действия (хлопнуть дверью, разбить посуду, сломать-разрушить). Данная позиция инфантильности и она также не является равной позицией для взаимодействия.

Состояние Взрослый — это позиция личности, настроенной на здравый смысл, на компромисс и сотрудничество. 

И каждому подростку свойственны те же 3 состояния. Только в ситуации обращения родителя к подростку из состояния Взрослого, где последний точно так же реагирует на родителя из состояния Взрослого. Данная позиция – партнеров, договоренностей. В такой ситуации никто не стоит ниже или выше, это равная модель коммуникации.

Необходимо научиться различать состояния, от которых Вы строите обращение к своему ребенку. Научиться «выключать Родителя», тем более — Ребенка, и «включать Взрослого».

Будьте больше другом, чем родителем. На этом этапе очень важно, чтобы ваш ребенок осознал, что вы любите его и заботитесь о нем. Вместо того чтобы делать выговоры за ошибки, продемонстрируйте подростку, что вы понимаете ситуацию и всегда готовы его поддержать. Эта стратегия, одна из лучших в воспитании.

Принцип № 2 «Наблюдение за состоянием и поведением ребенка»

Данный принцип поможет использовать ваши наблюдения за обращением к подростку. Пример: «Я вижу, что ты сегодня грустный (веселый, задумчивый, рассеянный, внимательный), с чем это связано….»

При построении эффективной коммуникации важно понимать и отражать внутреннее состояние подростка. Пробуйте заметить через наблюдение за поведением и высказываниями ребенка в определенной ситуации, что для него сейчас важно. Используя полученную информацию при обращении к подростку, Вы транслируете ему мысль о том, что понимаете его. Точно отражая внутреннее состояние ребенка, происходит подстройка к нему по эмоциям. Это располагает его на общение с Вами, подчеркивает значимость ребенка. Данный навык вполне тренируем, а Вам пригодится не только в ситуациях взаимодействия с ребенком.

Принцип № 3 «Я – высказывание»

Существуют «Я – высказывания» и «Ты – высказывания». «Я – высказывания» обозначают высказывание человека, в котором он описывает свои чувства и формулирует свои пожелания с опорой на собственные мысли и эмоции, стараясь не задевать и не обвинять в этом окружающих. Я – высказывание всегда начинается с личных местоимений: «я», «мне», «меня». 

«Ты – высказывания» – это высказывания, описывающее поведение, поступки другого человека, дающее оценку.

Для того, чтобы было легче различить эти высказывания, необходимо представить, что Вы используете указательный палец. Если он указывает на Вас, то это «Я – высказывание», если на кого-либо еще, то это «Ты – высказывание».

Использование «Я – высказываний» в беседе помогает оставаться в контексте проблемной ситуации, не затрагивая достоинство подростка, но одновременно побуждая его к осмыслению ситуации.

Чтобы понять, какие высказывания Вы обычно применяете при общении, начните анализировать свое взаимодействие с ребенком (можно поначалу даже записывать свои фразы) и оцените, в какой манере больше всего Вы обращаетесь к нему. Затем начинайте осознанно строить и осмысленно использовать «Я – высказывание» в Ваших коммуникациях.

Примеры:

«Ты – высказывания»«Я – высказывания»
Почему ты все время перебиваешь меня?Мне трудно говорить, когда кто-то еще разговаривает параллельно со мной. Если у тебя есть какой-то вопрос — задай его после того, как я договорю. Также, возможно, если ты внимательно послушаешь меня, то потом у тебя возникнет меньше вопросов.
Ты меня не слушаешь!Мне не нравится, когда меня игнорируют и не слушают, ведь я говорю довольно важные вещи. Пожалуйста, будь чутче к тому, что я говорю.
Ты ведешь себя просто отвратительно!В данной ситуации я очень расстроился из-за твоего поведения. Ведь я знаю, что ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан.
Ты всегда берешь мои вещи без спросу!Когда без спросу берут мои вещи, я чувствую раздражение, мне неприятно. Возможно, потому что, когда мне требуется эта вещь, я не могу её найти. Я не против, чтобы ты брал мои вещи, но предварительно спроси меня, можно ли это сделать, и клади их на свое место.

Преимущества «Я – высказываний»:

  • Снижение внутреннего напряжения, регуляция собственного эмоционального состояния, так как энергия эмоционально-аффективного плана переводится на рациональный, вербально-коммуникативный план.
  • Передача ответственности за свои действия самому собеседнику, где он сам решает, что ему делать «в свете новой информации».
  • Уверенное и доброжелательное поведение вместо агрессивного, а также выражение негативных чувств в необидной для собеседника форме, положительно сказывается на дальнейшей коммуникации.
  • Выражение своих чувств, связывание их с желаниями и прогноз положительных последствий.
  • Понимание самого себя, своих чувств и того, с какими действиями других людей они связаны.
  • Грамотное общение и здоровая коммуникация. Говорящий сообщает своему собеседнику о том, что ожидает от взаимодействия с ним и каким желает, чтобы оно было. Таким образом, партнёр по общению не вынужден ломать голову догадками.
  • Открытость и искренность в выражении своих чувств, приводит к тому, что и партнёры по общению также становятся искреннее в выражении своих.

Перечисленные принципы бесконфликтного общения с подростком помогут:

1. Усилить авторитет родителя, повысить уважение со стороны ребенка.

2. Укрепить позитивную связь с ребенком.

3. Научиться располагать к себе ребенка, в любой ситуации находить с ним контакт.