Памятка классному руководителю, педагогам по работе с ребенком «группы риска».

  • Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учёбе, выполнении поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени.
  • Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив группы.
  • Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения, использовать их в воспитательных целях.
  • Быть активным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чём его вина не доказана.
  • Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершённый поступок, ничего к нему не прибавляя.
  • Осуждая подростка за проступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности подростка.
  • Нельзя преподавателю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах. Это отталкивает подростка, озлобляет его и ещё более затрудняет процесс общения с ним.
  • Будьте оптимистом и открыто выражайте  надежду на исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.
  • Трудный подросток, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению, своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
  • Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не замечать».

Рекомендации педагогам

  • Определите сферу интересов обучающегося, создайте условия для совместной деятельности с одногруппниками в пределах сферы его интересов.
  • Определите обязанности его в группе, следите за их исполнением.
  • Создайте ситуацию успешности. Постарайтесь, чтобы он поверил в свои силы.
  • Посоветуйте посещать спортивную секцию, кружки и т.д., руководителем которого является мужчина.
  • Учтите, что родители, страдающие алкоголизмом и созависимые члены семьи не склонны искать информацию, касающуюся этого недуга. Положите во время родительского собрания литературу, посвяшённую этой тематике, в доступное место, обеспечьте родителей и детей необходимыми телефонами наркологической, психологической помощи, телефоном доверия и т.д.
  • Создайте такую атмосферу в группе, чтобы ошибки были нормальным явлением. Каждый человек имеет право на ошибку. Не надо сильно заострять на них внимание с негативной стороны, а наоборот, показывать ценность ошибки, как попытки.  
  • Формируйте веру в успех, т.е. подчёркивайте любые улучшения, отмечайте сильные стороны , демонстрируйте свою веру в них.  
  • Анализируйте, повторяйте и закрепляйте прошлые достигнутые успехи.  
  • Признавайте трудность заданий, которые вы предлагаете группе, и ограничивать время на их выполнение.  
  • Обязательно отмечайте даже маленькие достижения, используя различные способы (аплодисменты, награды, медали, грамоты, выставки и т.д.)  
  • Сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым обучающимся личностного смысла изучаемого предмета;
  • Помнить, что обучающийся имеет право на ошибку;
  • Обучающийся всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения преподаватель тактично и предметно ее оспорит;
  • Использовать на занятиях как можно больше наглядности
  • Обучающийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других обучающихся, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
  • Необходимо делать акцент на положительные моменты в анализе работы и поведения девиантного обучающегося;
  • Учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного обучающегося: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
  • Не требовать от него невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
  • Не вести борьбу с ним по разным незначительным поводам и пустякам;
  • Нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность — это следствие враждебности, а занятие-урок — не поле битвы.

Воспитание обучающихся является динамическим, противоречивым, творческим процессом, при котором не может быть каких — либо застывших рекомендаций. Только обращение к личности , его интересам, принятие во внимание особенностей его развития и индивидуальности поможет педагогам и родителям найти подход к «трудному» обучающемуся. Главное в работе с обучающимися— это толерантное отношение к особенностям их личности. Вот те главные слова, которые сегодня мы должны сказать своим обучающимся : «Я вас понимаю, ценю и принимаю, когда вам трудно, я буду рядом; вместе мы все преодолеем».