Всемирная организация здравоохранения характеризует психологическое здоровье (духовное или душевное иногда – ментальное здоровье) следующим образом: психологическое здоровье – это состояние, при котором человек способен реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего собственного сообщества. Это состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека. «Тело не болеет отдельно и независимо от души» (Сократ). Физическое здоровье и психологическое здоровье взаимосвязаны. Мысли и эмоциональные реакции влияют на физическое здоровье. Сильные эмоции (страх, гнев, горе) – особенно, если они вытесняются и подавляются – могут являться причиной психосоматических заболеваний. Физическое здоровье (правильное питание, физические упражнения, дыхание, сон) влияет на нашу духовную и эмоциональную жизнь.
В понятие «психологическое здоровье» разные авторы вкладывают разное содержание. Так, например, А. Маслоу считает психологически здоровой личностью личность, которая самоактуализируется, Э Фромм называет такую личность «продуктивной личностью», К. Роджерс «полноценно функционирующей личностью».
Проанализировав различные подходы, можно выделить некоторые общие компоненты психологического здоровья:
− состояние психического здоровья, душевного комфорта;
− адекватное социальное поведение;
− умение понимать себя и других;
− более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
− умение делать выбор и нести за него ответственность;
− уверенность в своих силах, позитивное отношение к себе;
− стремление к личностному росту, саморазвитию;
− забота о своем здоровье;
− бережная забота о близких людях;
− позитивное отношение к окружающим и т.д.
Характерным признаком психологически здорового человека является позитивное настроение, здоровое чувство юмора; оптимистический взгляд на жизнь, активная жизненная позиция.
В.А. Ананьев попытался определить «норму» психологического здоровья. «Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик. И если заботой психиатра по большой части становится избавление пациента от патологических факторов, то направление действий психолога идет в сторону приобретения человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет». «Норма» психологического здоровья меняется с возрастом человека, зависит от всего разнообразия жизненных ситуаций. Одно очевидно, что психологическое здоровье динамичное образование способно развиваться до бесконечности.
Модель психологического здоровья:
Система из 5 компонентов:
1. Аксиологический (самоотношение) компонент предполагает осознание человеком своей ценности и уникальности, а также ценности и уникальности окружающих. Принятие человеком самого себя при достаточно полном знании себя, а также принятии других. Полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих людей.
2. Инструментальный компонент предполагает владение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.
3. Потребностно — мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии, т.е. в самоизменении и личностном росте. Человек полностью принимает ответственность за свою жизнь.
4. Развивающий компонент предполагает наличие динамики в умственном, личностном, социальном, физическом развитии. Не создает предпосылок для возникновения психосоматических заболеваний. Человек находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей.
5. Социально – культурный компонент определяет возможность человека успешно действовать, развиваться в окружающих его социально- культурных условиях. Умение понимать и взаимодействовать с людьми. Понятно, что представленный образ «психологического здоровья» можно рассматривать как эталон, но дети в большинстве своем имеют те или иные отклонения.
Критерии психологического здоровья:
- позитивное самоощущение (позитивный эмоциональный фон настроения);
- высокий уровень развития рефлексии;
- успешное прохождение возрастных кризисов;
- адаптированность к социуму (умение приспосабливаться к изменяющимся условиям).
Психологически здоровый человек: не испытывает страхов, когда на этого нет реальных оснований; не боится брать ответственность за свои поступки; предпочитает мыслить самостоятельно.
Факторы нарушения психологического здоровья
Условно все факторы можно разбить на 2 группы:
1. Внешние (средовые) – различные негативные воздействия и негативные отношения человека с окружающими людьми. Нарушение отношений в семье, в школе, на работе и т.д. Негативные отношения у детей с родителями могут привести не только к отставанию в развитии, но и формированию у него различных эмоциональных нарушений.
2. Внутренние – влияние нарушенной части психики на здоровую часть. Так, например, эмоциональное нарушение влияет на познавательную сферу личности, снижает способности к общению. Нарушение эмоциональной сферы мешают свободному взаимодействию личности с окружающим миром, приводят к отклонениям в личностном развитии, вызывают появление соматических расстройств.
Среди нарушений эмоционального развития в детском и подростковом возрасте первое место занимают тревожность, страхи, агрессивность, замкнутость.
Основная функция психологического здоровья – поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности. Ключевое слово для описания психологического здоровья является слово «гармония» или по-другому «баланс». Прежде всего, это гармония между различными аспектами самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Кроме того, это и гармония между человеком и окружающими людьми.
- самосознание, позитивное самоотношение, самооценка;
- успешная социальная адаптация;
- принятие личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность, жизнь;
- психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие;
- построение жизненной перспективы, осмысление собственной жизни; адекватная ориентировка в настоящем ( во времени и месте), осознание своих мыслей и чувств;
- способность строить позитивные отношения с людьми, эффективно и конструктивно общаться;
- позитивное мышление, направленное на решение проблем и улучшение качества жизни; гармонизация потребностей и возможностей; адекватные возрасту психические процессы (воображение, внимание, мышление, память).